Вот и съездил я на Кату Ярык на Седой. Конечно виды природы и гор очень впечатлили. Дорога до села Акташ отличная- асфальт, далее до с.Улаган она начинает постепенно ухудшаться: местами гравийка, местами асфальт с затяжными спусками и подъёмами. После с.Балыктуюль дорога полная ..опа: гравийка из крупных камней как стиральная доска. У меня средняя скорость на этом участке была около 20-30 км/ч. Вообще расстояние от Акташа до перевала Кату Ярык чуть больше 100 км.,из которых половина приходится на дорогу-убийцу подвесок. Доехал до перевала Кату Ярык, посмотрел на него со смотровой площадки и сердце застучало по-другому. Это крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия — 800 м, длина — 3,5 км, 9 поворотов, покрытие — грунт, камни. Как пишут в Википедии-"Перевал проходим для транспорта высокой проходимости".Спускался в три этапа: проеду 3 поворота и останавливаюсь на 5- 10 мин.остудить тормоза, уж больно сильно они нагреваются. При спуске я испытал жёсткий выброс адреналина. По дороге с перевала встречались машины, в основном джипы, у кого-то мотор закипел, у кого-то тормоза отказали, внизу на спуске увидели останки двух машин, которые,как говорят местные, улетели с перевала и разбились. Мучил вопрос-как потом подниматься наверх? Но это предстояло только через 2-3 дня, поэтому переведя дух после спуска двинул дальше в сторону южного берега Телецкого озера по долине реки Чулышман. Недалеко от спуска остановились на турбазе, кстати для такой глухомани неплохая. За сутки с человека берут 400 руб. Там на базе есть свой магазин-будка. Я настоятельно рекомендую запасаться продуктами впрок, т.к. цены в этом магазине такие: булка хлеба-50 руб., пиво 1,5 литра самого обычного-180 руб.,водка 0,5 л.- 400 руб.,банка тушёнки-140 руб.ну и так далее, в общем я думаю, что понятно. Хозяева приветливые люди: муж с женой, алтайцы. Мужика зовут Валера, кстати если ты их клиент, то он потом скидку делает 500 руб.на то, чтобы поднять на перевал обратно вверх на верёвке его Уазиком. На следующее утро двинули дальше. Дорога тоже ..опа, но терпимо более-менее. Через 30 км. добрались до базы "Каменные грибы", где и остановились, чтобы посетить собственно сами каменные грибы и водопад Учар. База стоит прям на берегу реки Чулышман,здесь же переправляют через реку для посещения грибов и водопада за 250 руб.с человека туда и обратно. Поход на грибы довольно сложный: приходится карабкаться почти по отвесной скале около часа. При подъёме дух захватывает,а глянув за спину кружится голова. Какого было удивление,когда поднявшись на самый верх до грибов увидели там двух пенсионерок лет 60-70 из Германии, как они нам потом сами рассказали на ломаном русском. Спуск был не менее опасным. Но вот мы и на базе и самое время отдохнуть и пожарить хариуса и барашка, купленного в 5 км. от этой базы в селе Коо. Кстати, употребляя алкогольные напитки в разных количествах и смешивая их я так и не смог опьянеть даже ни на минуту. После чего решил больше не выбрасывать деньги на ветер и баловаться местным чаем из горных трав. На следующий день потопали на водопад Учар. Дорога до него 12 км.по ущелью около 4 часов в одну сторону. и снова масса впечатлений. В некоторых местах вдоль тропки к скале прибита верёвка, за которую нужно держаться при подъёме. Водопад очень красивый, это самый большой в Горном Алтае каскадный водопад (другое название-Большой Чульчинский водопад).Вода оч.холодная. но после такого подъёма я не смог сдержаться и немного окунулся в ледяную воду, после чего почувствовал прилив сил и мы двинулись обратно вниз. Вниз идти было легче. И вот мы опять на базе. Кстати, на этой базе вообще нет электричества. И вообще после спуска с Кату Ярыка телефонной связи нет никакой, просто отдыхаешь от всей суеты и наслаждаешься природой. На утро выехали в обратном направлении. Дорога от перевала до грибов очень живописная: встречается несколько водопадов и красивейшие пороги на реке Чулышман. Если торопиться и не смотреть по сторонам, то можно всё это проскочить. Вообще обращал внимание на то, где останавливаются УАЗы с туристами, уж эти то знают все интересные места. Подъехав к перевалу Кату Ярык остановился и начал наблюдать за подъёмом NISSAN CEFIRO. Для справки: самый крутой участок на перевале, это первый подъём, мало того, что там круто так ещё и дорога в огромных ямах и рытвинах.Если бы не ямы, можно было бы смело штурмовать перевал. CEFIRO начал подъём совсем не плохо, но где-то на половине первого подъёма как раз в месте больших ям он начал буксовать. Из машины вылетело пять мужиков и начали толкать её в гору, что собственно им и удалось преодолеть этот самый плохой участок. Далее дымя чёрным дымом и гремя днищем о камни NISSAN всё же победил перевал. Следом начал подъём NISSAN SUNNY,который на довольно неплохой скорости добрался до тех ям, где застряла предыдущая машина и подпрыгивая очень высоко налетел на камень и пробил поддон. SUNNY по посадке был очень низкий. Я всё таки решился попробовать забраться. Набросал на передние коврики барахла, чтобы передок не подпрыгивал на ямах и двинул наверх. Добрался до тех самых ям и забуксовал,пробовал отъехать чуть назад и вновь тронутся, но увы, и тем более вариатор стало так жалко. Толкать кроме жены было некому, поэтому даже и не стали пытаться, хотя она рвалась в бой

Спустился назад к базе, на которой ночевал первую ночь и договорился с тем самым Валерой, чтобы он затянул меня на первый подъём. Зацепившись за УАЗ мы двинули вперёд и как хорошо, что дальше не стал пытаться забраться сам, потому что пока нас тащили, дорога казалась просто кошмаром. Затянув нас на площадку для разъездов мы попрощались с Валерой и начали самостоятельно подниматься дальше. На пути ещё встретилось пара сюрпризов с в виде ям и крупных камней,и вот мы наверху. Останавливаюсь перевести дух и поблагодарить свою машинку за то, что не подвела. После преодоления такого подъёма чувствуешь себя Королём Алтая, эмоции просто не прекращаются. Немного успокоившись и перекусив в кафешке на верху двинули в обратный путь, оставляя позади непередаваемые живописные пейзажи Чулышманской долины и небольшую часть себя, чтобы на следующий год обязательно сюда вернуться !!!





Добавлено спустя 5 минут 18 секунд:






