Тем кто диагностирует авто, и прочим любопытствующим посвящается.
Начнем с органов чувств автомобиля, с его датчиков. Пойдем по порядку чтобы не прыгать по системе, тоесть с впуска воздуха.
1. ДМРВ - датчик массового расхода воздуха. Предназначен для подсчета количества поступающего воздуха. Так же в его корпусе встроены - датчик температуры и барометрического давления, что позволяет более точно оценить объем поступившего воздуха. ДМРВ на наших машинах ультразвуковой, тоесть чувствительного элемента у него нет, тоесть старению он не подвержен и чистить его следовательно бесполезно.
2. ДПДЗ - датчик положения дроссельной заслонки. Собственно показывает угол открытия (закрытия) ДЗ.
3. Датчик давления топлива. Показывает давление топлива в рампе.
4. ЛЗ - Лямбда зонд (кислородный датчик). Предназначен для оценки присутствия не сгоревшего кислорода в выхлопных газах. Показывает либо его наличие либо отсутствие (количество кислорода не оценивает, не сгоревший бензин тоже не оценивает)
5.1. Датчик температуры выхлопных газов. Назначение и так понятно, в основном по нему система оценивает работу катализатора.
5.2. Лямбда зонд №2. Предназначен для того же что и первый. Только в отличии от собрата не имеет подогрева. По данному датчику производится корректировка (уточнение) показаний первой лямбды.
Пункты 5.1 и 5.2 в разных комплектациях ставится либо то либо другое.
6. Датчик температуры (двухконтактный). Считывает температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Одноконтактный датчик идет только на приборку и на работу двигателя никак не влияет.
7. ДПКВ - датчик положения коленчатого вала.
8. ДПРВ - датчик положения распределительного вала.
Еще необходимо выделить драйвер форсунок (ДФ), исполнительный элемент в котором формируется импульс на открытие форсунок.
И так, теперь перейдем к самому интересному. Изначально рассмотрим принципиальную схему работы двигателя на стехеометрической смеси(идеальная пропорция воздуха и бензина 17,5/1).
Осуществляется впуск воздуха, ДМРВ считает количество и корректирует его взависимости от давления и температуры окружающей среды.
Далее по топливной карте (которая записана в ЭБУ) выбирается значение импульса посылаемого ДФ на открытие форсунок и в цилиндры впрыскивается строго определенная поция бензина.
После рабочего такта, отработанные газы поступают в выпускной коллектор, где их тщательно обнюхивает ЛЗ. Если он обнаружит в выхлопе кислород то ЭБУ будет пошагово обогащать смесь пока ЛЗ не унюхает кислород в смеси, либо наоборот при отсутствии кислорода обеднять смесь. Происходит это за счет изменения импульса на ДФ с частотой около 10 раз в секунду. И так найдя границу шаг за шагом смесь будет то обогащаться то обедняться, среднего положения здесь нет. Отсюда собственно и присловутая синусоида в работе ЛЗ, если смотреть на график.
Но это все только теория в реальной работе двигателя все сложнее, а тем более наших машинок. Разделим работу на 4 основные режима:
1. Прогрев
2. стехеометрический режим.
3. мощносной.
4. Обедненка. Данный режим присущь только GDI, FSI и еще некоторым
Прогрев, В данном режиме характерно обогащение смеси и повышенные обороты. Управление сдесь происходит по следующему алгоритму: Основываясь на показаниях ДМРВ и датчика температуры ОЖ, по карте впрыска ЭБУ выбирает соответствующее время открытия форсунок и следит за оборотами двигателя, корректируя их обогащением либо обеднением смеси. И так постепенно скидывает обороты пока двигатель не прогреется до рабочей температуры. ЛЗ в данном режиме не учавствует.
Стехеометрический режим мы рассматривали выше, это основной режим работы двигателя, причом любого современного двигателя вообще.
Мощностной. Режим характерен повышенной нагрузкой и повышенными оборотами, в данном режиме регулирование смеси по средством ЛЗ не эффективно и ЭБУ ее просто отключает, состав смеси подбирается по тем же картам что и в стехеометрии на основании показаний ДМРВ. У нас выход на этот режим происходит на 3000 об. при повышенной нагрузке немного раньше.
Обедненка. Режим в котором смесь доходит до пропорции 40/1. ЛЗ в данном режиме не работает т.к. в выхлопе всегда присутствует большое количество кислорода, Смесь незначительно корректируется самим ЭБУ для удержания двигателем стабильной работы в зависимости от показаний ДПКВ и ДМРВ. В данном режиме наши двигатели работают только при полном прогреве, на ХХ, но не более 4 минут после пуска двигателя либо остановки автомобиля, либо при движении накатом (например в пробке) когда скорость небольшая. Если двигатель работает в режиме обедненки и вы не производите никаких действий, то по истечении 4 мин он выйдет на продувку, а затем на стехеометрический режим.
На сегодня все, в ближайшее время постараюсь рассказать о влиянии вспомогательных систем на работу двигателя.
Поправляйте отписывайтесь, когда допишу до конца все, тему подкорректирую и закрою.

тоже по неосторожности сдвинул его 

